Дипломная работа на тему "ТЮМГУ | Белок nanos3 как молекулярный маркер первичных половых клеток рыб"

Работа на тему: Белок nanos3 как молекулярный маркер первичных половых клеток рыб
Оценка: отлично.

ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ
Кафедра анатомии и физиологии человека и животных

бакалаврская работа
БЕЛОК NANOS3 КАК МОЛЕКУЛЯРНЫЙ МАРКЕР ПЕРВИЧНЫХ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК РЫБ

06.03.01 Биология Профиль «Физиология»

Тюмень 2022

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 42

Первые упоминания о молекулярных маркерах датируются 1970 годом А. С. Серебровским. Однако более бурное их изучение и развитие началось в 1980 году. Д. Ботштейн совместно с Р. Уайтом, М. Школьником и Р. Дэвисом разработал первые монолокусные генетические маркеры на основе анализа полиморфизма ДНК (а именно полиморфизма длины рестрикционных фрагментов – RFLP) и показал, что с их помощью можно проводить построение генетических карт. И с того момента, и по сей день продолжается изучение молекулярных маркеров, их свойств и областей применения [44].
За последние годы интерес к молекулярным маркерам и их использованию в различных областях биологии значительно вырос. Они широко применяются в генетике, селекции, медицине, сельском хозяйстве и так далее для: составления молекулярных карт хромосом и геномов; маркирования генов, хромосом и геномов; сравнительной генетики и геномики; отбора с помощью ДНК-маркеров в селекции; геномной селекции; молекулярной паспортизации сортов или пород; диагностики заболеваний; экологического мониторинга; исследований генетического разнообразия; филогенетических исследований; популяционной генетики; и так далее [44].
Развитие молекулярных методов генетического анализа, в частности применение молекулярных маркеров, привело к расширению знаний о генетике различных видов организмов, а также способствовало пониманию структуры и поведения различных геномов [14].
Использование молекулярных маркеров в эмбриологических исследованиях позволило расширить знания о закономерностях гаметогенеза и раннего онтогенеза различных животных.
Так, например, молекулярные маркеры первичных половых клеток рыб могут быть использованы в разработках суррогатного маточного стада. Данная технология облегчает производство гамет донорского происхождения у суррогатных особей (родителей) и включает трансплантацию половых клеток-
доноров стерилизованным реципиентам. Технология суррогатного маточного стада может быть использована не только для увеличения количества икры и, как следствие, особей, но и для сохранения исчезающих видов рыб, например, путем ксенотрансплантации [8].
Также, применение молекулярных маркеров первичных половых клеток в изучении репродуктивных процессов рыб может быть использовано, например, для создания однополых самок с целью наработки больших количеств икры [25].
В этих и других подобных исследованиях молекулярные маркеры используются для мечения первичных половых клеток для более быстрой их идентификации.
Использование молекулярных маркеров имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами исследований и анализа. Так, с помощью молекулярных маркеров можно ускорять процесс селекции, сокращать площади, занятые селекционным материалом, достигать более высокой точности отбора, добиваться экономии трудовых и материальных ресурсов. Однако молекулярные маркеры имеют и недостатки. Так, например, использование белковых маркеров затрудняется из-за их подверженности влиянию окружающей среды и из-за ограниченности их количества. А основным недостатком использования ДНК-маркеров является необходимость в использовании технически более сложного оборудования [30].
Однако, несмотря на недостатки, молекулярные маркеры применяются не только в исследованиях с животными, но и в медицине, например, в диагностике и лечении злокачественных опухолей [15].
Цель работы: исследование молекулярных маркеров первичных половых клеток у рыб.
Задачи:
1. При помощи открытых баз данных провести анализ экспрессии генов в герминативных клетках у эмбрионов модельного вида данио (Danio rerio), выявить наиболее выраженные маркеры первичных половых клеток.
2. Проанализировать взаимосвязь наиболее выраженных молекулярных маркеров у данио (Danio rerio).
3. Изучить экспрессию маркеров первичных половых клеток у сиговых рыб нельмы (Stenodus leucichthys nelma) и муксуна (Coregonus muksun).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Andre J. L’ultrastructure de la membrane nucleaire des ovocytes del l’araignee (Tegenaria domestica Clark) / J. Andre, Rouiller CH // Proc European Conf Electron Microscopy. – New York, 1957. – с. 162 – 164.
2. Beer R. L. Nanos3 maintains germline stem cells and expression of the conserved germline stem cell gene nanos2 in the zebrafish ovary [Электронный ресурс] / R. L. Beer, B. W. Draper // Developmental Biology [web-сайт]. 2013. – №
2. – т. 374.
3. Begum S. Balasubramanian Senthilkumaran Germ cell markers in fishes
- A review [Электронный ресурс] / S. Begum, S. M. Gnanasree, N. Anusha // Aquaculture and Fisheries [web-сайт]. - 2022. - т. 7.
4. Chambers I. Functional expression cloning of Nanog, a pluripotency sustaining factor in embryonic stem cells / I. Chambers, D. Colby, M. Robertson, J. Nichols, S. Lee, S. Tweedie, A. Smith // Cell. – 2003. – № 5. – т. 113. – с. 643 – 655.
5. Dwarakanath M. Differential expression of boule and dazl in adult germ cells of the Asian seabass [Электронный ресурс] / M. Dwarakanath, M. Lim, H. Xu,
Y. Hong // Gene [web-сайт]. 2014. – № 2. – т. 549.
6. Evans T. Acquisition of germ plasm accelerates vertebrate evolution / T. Evans, C. M. Wade, F. A. Chapman, A. D. Johnson, M. Loose // Science. – 2014. – т. 344. – с. 200 – 203.
7. Galganski L. Nuclear speckles: molecular organization, biological function and role in disease / Galganski L., Urbanek M. O., Krzyzosiak W. J. // Nucleic Acids Research. – 2017. – № 18. – т. 45.
8. Jin Y. H. Surrogate broodstock to enhance biotechnology research and applications in aquaculture [Электронный ресурс] / Y. H. Jin, D. Robledo, J. M.
Hickey, M. J. McGrew, R. D. Houston // Biotechnology Advances [web-сайт]. 2021.
9. Li M. Molecular cloning and characterization of amh, dax1 and cyp19a1a genes and their response to 17?-methyltestosterone in Pengze crucian carp [Электронный ресурс] / M. Li, L. Wang, H. Wang, H. Liang, Y. Zheng, F. Qin, S. Liu, Y. Zhang, Z. Wang // Comparative Biochemistry and Physiology Part C: Toxicology & Pharmacology [web-сайт]. China, 2013. – т. 157.
10. Li S. Molecular characterization and expression pattern of a germ cell marker gene dnd in gibel carp (Carassius gibelio) [Электронный ресурс] / S. Li, W. Liu, Z. Li, Y. Wang, L. Zhou, M. Yi, J. Gui // Gene [web-сайт]. 2016. – т. 591.
11. Liu Y. Nanog suppresses the expression of vasa by directly regulating nlk1 in the early zebrafish embryo [Электронный ресурс] / Y. Liu, W. Xue, L. Zhu,
D. Ye, X. Zhu, H. Wang, Y. Sun, F. Deng // Biochimie [web-сайт]. 2017. – т. 142.
12. Lopez-Flores I. The repetitive DNA content of eukaryotic genomes / I. Lopez-Flores, M.A. Garrido-Ramos // Genome Dynamics. – 2012. – т. 7. – с. 1 – 28.
13. Maa W. MiR-153b-3p regulates the proliferation and differentiation of male germ cells by targeting amh in common carp (Cyprinus carpio) [Электронный ресурс] / W. Maa, K. Chen, M. Jiang, S. Jia, J. Chen, B. Tao, Y. Song, Y. Li, Y. Wang, W. Xiao, Z. Zhu, W. Hu // Aquaculture [web-сайт]. 2020. – т. 535.
14. Marwal A. Chapter 18 - Molecular markers: tool for genetic analysis [Электронный ресурс] / A. Marwal, R. K. Gaur // Animal Biotechnology [web- сайт]. 2020. – № 2. – с.353 – 372.
15. Pedrazzoli P. Serum tumour markers in germ cell tumours: From diagnosis to cure [Электронный ресурс] / P. Pedrazzoli, G. Rosti, E. Soresini, S. Ciani, S. Secondino // Critical Reviews in Oncology/Hematology [web-сайт]. Italy, 2020. – т. 159.
16. Peng C. Retinoic acid and androgen influence germ cells development and meiotic initiation in juvenile orange-spotted grouper, Epinephelus coioides [Электронный ресурс] / C. Peng, Q. Wang, J. Chen, H. Yang, W. Zhang, D. Wang,
S. Li, M. Tao, H. Shi, H. Lin, H. Zhao, Y. Zhang // General and Comparative Endocrinology [web-сайт]. 2020. – т. 289.
17. Qing X. Visualizing primordial germ cell migration in embryos of rice field eel (Monopterus albus) using fluorescent protein tagged 3' untranslated regions of nanos3, dead end and vasa [Электронный ресурс] / Qing X., Yiqing S., Xiao L., Lihan Z., Kommaly O., Zhong L., Dapeng L. // Comparative Biochemistry and Physiology Part B: Biochemistry and Molecular Biology [web-сайт]. - 2019. - т.
18. Raz E. Vasa-like genes. The function and regulation of vasa-like genes in germ-cell development [Электронный ресурс] // Genome Biology [web-сайт].
19. Yang Y. High temperature increases the gsdf expression in masculinization of genetically female Japanese flounder (Paralichthys olivaceus) [Электронный ресурс] / Y. Yang, Q. Liu, Y. Xiao, S. Xu, X. Wang, J. Yang, Z. Song, F. You, J. Li // General and Comparative Endocrinology [web-сайт]. 2018. – т
20. Yuan Y. Light and electron microscopic analyses of Vasa expression in adult germ cells of the fish medaka [Электронный ресурс] / Y. Yuan, M. Li, Y. Hong // Gene [web-сайт]. 2014. – т. 545.
21. Абдыев В. К. Современные технологии полученияпервичных половых клеток человека in vitro / В. К. Абдыев, Э. Б. Дашинимаев, И. В. Неклюдова, Е. А. Воротеляк, А. В. Васильев // Биохимия. – Москва, 2019. – № 3. – т. 84. – с. 332 – 335.
22. Антиген CD117 (c-kit) [Электронный ресурс] // Beckman Coulter Life Sciences [web-сайт]. 2021.
23. Антимюллеров гормон (AMH/MIS) [Электронный ресурс] / Биохиммак [web-сайт]. 2021.
24. Бигильдеев А. Маркеры для клеток: как ученые «раскрашивают» клетки, чтобы отличить одну от другой [Электронный ресурс] / под ред. А. Петренко, А. Панов // Биомолекула [web-сайт]. – 2017
25. Бучацкий Л. П. Биотехнология аквакультуры рыб // Институт рыбного хозяйства УААН. – Киев, Украина, 2013. – с. 46 – 49.
26. Воспроизводительная система и оплодотворение у рыб [Электронный ресурс] // Технология рыбы и рыбных продуктов [web-сайт]. 2019.
27. Гордеева Ф. О. Паттерны экпрессии генов, специфических для линии половых клеток, в плюрипотентных стволовых клетках мыши и человека связаны с регуляцией базового и первичного статусов плюрипотентности / О. Ф. Гордеева, Н. В. Лифанцева, С. В. Хайдуков // Онтогенез. – Москва, 2011. –
№ 6. – т. 42. – с. 408 – 409.
28. Григорян А. С. Клеточная биология. Обнаружены стволовые клетки в яичниках у мышей // Новости клеточных технологий. – 2009. – с. 20.
29. Исаева В.В. Сравнительное исследование субклеточных и молекулярных основ тотипотентности стволовых и половых клеток Метаzoa [Электронный ресурс] // Биология и медицинские науки [web-сайт]. – 2006.
30. Использование технологии молекулярных маркеров в изучении генетического разнообразия растений: учебный модуль [Электронный ресурс] / под ред. М. Кармен де Висенте, Т. Фултон // IPGRI Корнельский Университет [web-сайт]. 2003.
31. Канукова К. Р. ДНК-маркеры в растениеводстве / К. Р. Канукова, И. Х. Газаев, Л. К. Сабанчиева, З. И. Боготова, С. П. Аппаев // Сельскохозяйственные науки. – Нальчик, 2019. – № 6. – т. 92. – с. 228.
32. Картель Н. А. Генетика. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Н. А. Картель, Е. Н. Макеева, А. М. Мезенко / Белорусская наука [web- сайт]. Минск, 2011.
33. Кичигин И. Г. Многообразие типов генетического определения пола лучеперых рыб (Actinopterygii) / И. Г. Кичигин, Д. А. Андреюшкова, М. А. Побединцева, В. А. Трифонов // Цитология. – Новосибирск, 2016. – № 5. – т. 58.– с. 406 – 407.
34. Кожухарь В. Г. Первичные половые клетки млекопитающих и человека. Происхождение, идентификация, миграция // Цитология. – Санкт- Петербург, 2011. – № 3. – т. 53. – с. 215.
35. Кокаева Л. Ю. Молекулярно-генетические подходы к исследованию фитопатогенного оомицета Phytophthora infestans / Л. Ю. Кокаева, З. Г. Кокаева, Ю. И. Березов, С. Н. Еланский // Молекулярно-генетические подходы к исследованию фитопатогенного оомицета... – Москва, 2011. – № 2. – с. 4.
36. Моисеенко Т. И. Комплексное гидрохимическое и биологическое исследование качества вод и состояния водных и околоводных экосистем: методическое руководство // ТГУ. – Тюмень, 2011. – с. 186 – 196.
37. Мухина Ж. М. Молекулярные маркеры и их использование в селекционно-генетических исследованиях [Электронный ресурс] / Ж. М. Мухина, Е. Д. Викторовна // Научный журнал КубГАУ [web-сайт]. Краснодар, Россия, 2011
38. Османов Ю. И. Иммунофенотипическая характеристика эмбриональных маркеров oct4, nanog и эндоглина в канцерогенезе уротелиального рака почечной лоханки и мочевого пузыря / Ю. И. Османов, Л. М., Е. А. Рапопорт Коган, Г. А. Демяшкин, Ж. А. Гаибов, Р. Г. Нугуманов // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. – Москва, 2019. – № 1. – т. 9. – с. 33.
39. Рудь Ю. П. Идентификация пола у радужной форели Oncorhynchus mykiss методом полимеразной цепной реакции / Ю. П. Рудь, М. И. Майстренко, Л. П. Бучацкий // Онтогенез. Новые методы и модели биологии развития. – Киев, 2015. – № 2. – т. 46. – с. 87.
40. Селюков А.Г. Ранний гаметогенез сиговых рыб Сибири / А. Г. Селюков, Е. В. Ефремова, Г. Н. Бондаренко, Е. В. Микодина // ВНИРО. – Москва, 2018. – с. 16 – 17.
41. Способы доставки агента в икринки рыб [Электронный ресурс] // Find Patent.ru [web-сайт]. 2021.
42. Фосфатаза щелочная общая [Электронный ресурс] // База медицинских знаний Хеликс [web-сайт]. – 2021.
43. Хлесткина Е. К. SNP-маркеры: методы анализа, способы разработки и сравнительная характеристика на примере мягкой пшеницы [Электронный ресурс] / Е. К. Хлесткина, Е. А. Салина // Генетика [web-сайт]. Москва, 2006. –№ 6. – т. 42
44. Хлесткина Е. К. Молекулярные маркеры в генетических исследованиях и в селекции // Вавиловский журнал генетики и селекции. – Новосибирск, Россия, 2013. – № 4/2. – т. 17. – с. 1044 – 1049.