Магистерская диссертация на тему "ТЮМГУ | Развитие функциональной математической грамотности обучающихся на уроках алгебры и геометрии в 7-9 классах"

Работа на тему: Развитие функциональной математической грамотности обучающихся на уроках алгебры и геометрии в 7-9 классах
Оценка: отлично.

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК
Кафедра алгебры и математической логики

магистерская диссертация
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ

44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа «Современное математическое образование»

Тюмень 2023

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ШКОЛЬНИКОВ 8
1.2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ШКОЛЬНИКОВ 12
1.3. РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЕ PISA В РОССИИ 16
1.4. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ 7-9 КЛАССОВ 25
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ 30
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 7-9 КЛАССОВ 30
2.2. КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ 35
2.3. ПРОВЕДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИТОГОВАЯ РАБОТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. КОМПЛЕКС ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА 108

Одними из приоритетных задач российского образования были и остаются задачи обеспечения конкурентоспособности и нахождения страны в десятке лучших стран по образованию. Показателями качества знаний и умений школьников выступают различные международные исследования, среди которых – исследование PISA, определяющее насколько школьники функционально развиты. Поэтому вопрос о развитии функциональной, в частности, математической грамотности школьников на уроках алгебры и геометрии в общеобразовательной школе определил тему для исследования.
Наша страна участвует в ряде нескольких международных исследований качества образования по математике, которые оценивают как теоретический уровень знаний, так и умения применять полученные знания на практике. В первом случае, по результатам исследования TIMSS, Россия входит в топ 10 стран с наивысшими результатами по математике [Основные результаты…]. Во втором случае, по программе оценки международного исследования PISA на 2018 год по оценке математических компетенций школьников установлено, что результаты российских учащихся по сравнению с 2015 годом снизились на 6 баллов, однако это снижение можно считать незначительным, потому что показатели в целом между собой не отличаются в значимой мере, и Россия по- прежнему занимает средний уровень по странам ОЭСР [Основные результаты…]. Данный факт говорит о том, что в настоящее время остается актуальным вопрос о развитии математической грамотности школьников. В целом, вопросам, ориентированным развитию компетентностей школьников, посвящали свои исследования такие ученые как С.Г. Воронщиков, Л.О. Денищева, Ю.А. Глазков, К.А. Краснянская, Д.А. Иванов и др. [Воронщиков], [Денищева, Глазков, Краснянская]. Современное образование имеет задачу не только научить школьников читать, писать и считать, но и в большей мере показать и научить применять полученные знания на практике при решении жизненных вопросов. Остаются открытыми следующие вопросы: Какого
содержание функциональной математической грамотности? Кого можно считать математически грамотным? Насколько учителя математики готовы учить применять полученные знания в жизни? Какие бывают задания, проверяющие уровень владения математической грамотностью? Как определить уровень ее владения? и многое другое. Всё это определяет актуальность исследования.
На основании анализа научных трудов и существующей ситуации в образовании удалось определить ряд существующих противоречий:
- между существующей системой подготовки учащихся и потребностью современного общества в математической грамотности людей;
- между потребностью общества в выпускнике с высоким уровнем функциональной грамотности и ее недостаточным уровнем у учащихся старшего звена;
- между требованиями к результатам образования и недостаточной разработанностью методики формирования математической грамотности.
На сегодняшний день остается актуальной проблема как развивать функциональную математическую грамотность у школьников, чтобы они смогли успешно реализоваться в жизни и при участии в разного рода исследованиях показывали хорошие результаты.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка содержания обучения функциональной математической грамотности школьников на уроках алгебры и геометрии в 7-9 классах общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность» и описать требования, предъявляемые к ней ФГОС;
2) изучить способы измерения функциональной грамотности в исследовании PISA;
3) проанализировать школьные учебники на наличие заданий, формирующих математическую грамотность;
4) выявить методические особенности работы по формированию функциональной математической грамотности обучающихся 7-9 классов;
5) разработать комплекс задач по алгебре и геометрии, направленных на формирование функциональной математической грамотности обучающихся 7-9 классов;
6) проверить эффективность применения разработанных учебно- методических материалов в ходе педагогического эксперимента.
Объект исследования: процесс обучения математике в 7-9 классах.
Предмет исследования: формирование функциональной математической грамотности учащихся на уроках математики.
Гипотеза: если на уроках алгебры и геометрии систематически использовать практико-ориентированные и контекстные задачи в соответствии с разработанными методическими рекомендациями, то повысится уровень развития функциональной математической грамотности, так как школьники будут иметь более точное представление, где математика нужна в жизни.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ документов, сравнительный анализ, синтез, эксперимент.
Научная новизна заключается в выявлении возможностей развития функциональной математической грамотности школьников на уроках алгебры и геометрии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные занятия могут быть использованы учителями математики в 7-9 классах общеобразовательной школы.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались на районном методическом объединении учителей математики (с. Исетское, март 2022 г.).
По теме исследования опубликована статья: «Подготовка школьников к исследованию PISA-2022 на уроках математики» на сайте сообщество педагогов Pedsovet.su (13 декабря 2022 г.).
Экспериментальная база исследования: в эксперименте участвовали 59 обучающихся 8-х классов МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области. Выбор места проведения эксперимента обусловлен работой в этих классах.
Логика исследования обусловила структуру дипломной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (73 источника) и приложений.
В первой главе рассмотрены вопросы, связанные с функциональной математической грамотностью, описаны периоды проведения исследования PISA с указанием «ведущего» вида грамотности, проанализированы роль и место задач, формирующих математическую грамотность, в школьных курсах алгебры и геометрии.
Во второй главе описаны особенности формирования и развития математической грамотности в 7-9 классах, представлено описание комплекса задач, а также рассмотрены вопросы проведения педагогического эксперимента и его результаты.
В заключении представляются

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. 18-е изд. М.: Просвещение, 2009. 240 с.
2. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович [и др.]. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 287 с.
3. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. М.: Просвещение, 2013. 287 с.
4. Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович [и др.]. 3-е изд. М.: Просвещение, 2016. 320 с.
5. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. 4-е изд. М.: Просвещение, 2017. 287 с.
6. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович [и др.]. 5-е изд. М.: Просвещение, 2010. 304 с.
7. Алексашина И.А., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2019. 160 с.
8. Алексеева Е.Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности // Мир науки, культуры, образования. 2020. №4 (83). С. 2014-2018.
9. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования //Управление современной школой. 2007. №6. C. 81-97.
10. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев [и др.]. М.: Просвещение, 2014. 390 с.
11. Денищева Л. О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике // Математика в школе. 2008. №6. C. 19- 30.
12. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс: Часть 1. 2-е изд. М.: «Ювента», 2011. 179 с.
13. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс: Часть 2. 2-е изд. М.: «Ювента», 2011. 240 с.
14. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс: Часть 1. 2-е изд. М.: «Ювента», 2010. 112 с.
15. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс: Часть 2. 2-е изд. М.: «Ювента», 2010. 128 с.
16. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс: Часть 3. 2-е изд. М.: «Ювента», 2010. 176 с.
17. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. № 1. Т.8 С. 20-30.
18. Зубарева И.И. Мордкович А.Г. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. 8-е изд. М.: Мнемозина, 2009. 264 с.
19. Зубарева И.И. Мордкович А.Г. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2013. 270 с.
20. Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник Вятского государственного университета. 2009. №1. С. 25-29.
21. Какоткина С.В. Развитие функциональной математической грамотности школьников // Урок.рф: [сайт]. 2021. 10 март
22. Карпенко О., Бершадская М., Вознесенская Ю. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 5 С. 38-47.
23. Карташова Н.А. Подготовка школьников к исследованию PISA-2022 на уроках математики
24. Ковалева Г.С. Что необходимо знать учителю о функциональной грамотности // Вестник образования России. 2019. №16. С. 32-36.
25. Косенко В.А. Формирование функциональной грамотности у школьников на уроках математики // Мультиурок: [сайт]. 2021. 02 янв.
26. Кошкина О.В. Функциональная грамотность на уроках математики // Инфоурок: [сайт]. 2016. 21 февр.
27. Математика №2. Москва, 2020.
28. Математика №6. Москва, 2021.
29. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.1 / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 37-е изд. М.: Мнемозина, 2019. 167 с.
30. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2 / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 37-е изд. М.: Мнемозина, 2019. 199 с.
31. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.1 / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 37-е изд. М.: Мнемозина, 2019. 168 с.
32. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.1 / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 37-е изд. М.: Мнемозина, 2019. 160 с.
33. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. В 2-х частях. Часть 1. / Рослова Л.О., Ковалева Г.С., Краснянская К.А. [и др.]. М.: Просвещение, 2021. 79 с.
34. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015. 272 с.
35. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2019. 252 с.
36. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2014. 304 с.
37. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Геометрия: учебник для 7- го класса. Х.: Гимназия, 2008. 208 с.
38. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Геометрия: учебник для 8- го класса. Х.: Гимназия, 2016. 224 с.
39. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Геометрия: учебник для 9- го класса. Х.: Гимназия, 2017. 240 с.
40. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2013. 304 с.
41. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014. 304 с.
42. Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. 17-е изд. М.: Мнемозина, 2013. 271с.
43. Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. 12-е изд. М.: Мнемозина, 2010. 271с.
44. Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра. 9 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2005. 155с.
45. О внесении изменений в приказ от 04.12.2020 № 773-1 «Об утверждении титульных листов выпускных квалификационных работ бакалавра, специалиста, магистра, специалиста среднего звена в Тюменском государственном университете»: приказ Тюменского Государственного университета №346-1 от 28.05.2021 // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет». 2021. 12 с.
46. Об утверждении общих требований к выпускным квалификационным работам бакалавра, специалиста, магистра в Тюменском государственном университете: приказ Тюменского Государственного университета №12-1 от 20.01.2020 // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет». 2020. 26 с.
47. Об утверждении Положения о государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в ФГАОУ ВО
«Тюменский государственный университет: приказ Тюменского Государственного университета №7-1 от 10.01.2017 // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Тюменский государственный университет». 2017. 61 с.
48. Об утверждении Положения о проверке на объем заимствования и размещении в электронной библиотеке выпускных квалификационных работ и научных докладов об основных результатах подготовленных научно- квалификационных работ (диссертаций) в ФГАОУ ВО «Тюменский
государственный университет»: приказ Тюменского Государственного университета №97-1 от 26.02.2018 // Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет». 2018. 24 с.
49. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2006 / В.Ю. Баранова, Г.С. Ковалева, Н.Г. Кошаленко [и др.]. М.: Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007. 98 с.
50. Основные результаты международной программы PISA-2012: Новости ОЭСР. Образование, наука, новая экономика. Москва, 2014.
51. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / К. А. Адамович, А. В. Капуза, А. Б. Захаров, И. Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 28 с.
52. Особенности формирования и оценки математической грамотности школьников / Л.О. Денищева, Н.В. Савинцева, И.С. Сафуанов [и др.] // Science for Education Today. 2021. №4. Т. 11 С.113-135.
53. Пожидаева Л.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №8 C.116-121.
54. Пустовалова Е. В., Шалимова О.А. Приёмы развития познавательных интересов на уроках математики // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). 2013. №97. C. 94-97.
55. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Л.Ю. Панарина, И.В. Сорокина, О.А. Смагина, Е.А. Зайцева. Самара: СИПКРО, 2019. 114 с.
56. Региональное сетевое методическое объединение: [сайт]. Кострома, 2020.
57. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский, Л.П. Краснокутская [и др.] // Вопросы образования. 2004. №1. С. 114-156.
58. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / А.Л. Венгер, Г.Р. Калимуллина, А.Г. Каспржак [и др.]. М.: Логос, 2006. 200 с.
59. Сайт института стратегии и развития образования Российской Академии [сайт]. Москва, 2022.
60. Сайт федерального института оценки качества образования [сайт]. Москва, 2022.
61. Сайт федерального института оценки качества образования [сайт]. Москва, 2022.
62. Сайт федерального института оценки качества образования [сайт]. Москва, 2022.
63. Сайт федерального института оценки качества образования [сайт]. Москва, 2022.
64. Сайт федерального института оценки качества образования [сайт]. Москва, 2022.
65. Сайт федерального института оценки качества образования [сайт]. Москва, 2022.
66. Сайт федерального института оценки качества образования [сайт]. Москва, 2022.
67. Симоновская, Г. А. Математическая грамотность школьника как компонент функциональной грамотности // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. № 4(20). С. 40-45.
68. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2007. 381 с.
69. Сунцова С.В. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики в основной и старшей школе // Российский ученик Lecta: [сайт]. 2020. 14 сен.
70. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия
«Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). С. 179-185.
71. Холева, О. В. Развитие познавательного интереса на уроках математики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). 2013. №72. C. 106-109.
72. Шарыгин И.Ф. Геометрия. 7-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2012. 462 с.
73. Шумайлова Е.О Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA // Инфоурок: [сайт]. 2020. 28 май.
я основные результаты проведенной работы, излагаются полученные теоретические и практические выводы.
В приложениях представлен вариант итоговой работы для обучающихся 8 класса и комплексы задач по алгебре и геометрии с 7 по 9 класс.